Выпуск №3




Социальная политика государства.



❒ ВВЕДЕНИЕ

Социальная политика является одним из важнейших направлений деятельности государства. Она направленная на удовлетворение потребностей граждан и общества, обеспечение благополучия и всестороннего развития граждан и общества в целом.

При этом с одной стороны экономика влияет на возможности социальной политики другой успехи социальной политики влияют на экономику.

Главным в стратегической политики государства является гарантированное обеспечение безопасности государства и граждан, доверие граждан своему правительству, удовлетворение материальных, культурных и духовных потребностей, человека и общества.

При этом важно:

–Обеспечение безопасности государства и граждан.
–Определение потребностей отдельных групп населения, человека, общества, государства.
–Обеспечение реальной занятости населения и создание устойчивых мотиваций граждан по их активному участию в деятельности по повышения материального благосостояния граждан, по повышению эффективности производства, развитию среды обитания, обеспечению их социального равенства, равенства социальных возможностей для достижения нормального уровня жизни.
–Обеспечение социальной защиты всех граждан и их основных гарантированных государством прав, в том числе поддержка малообеспеченных и слабо защищенных групп населения.
–Развитие образования, здравоохранения, науки, культуры, среды обитания, экологии и т.д.


    Для реализации социальной политики применяются разнообразные методы государственного регулирования, к которым относятся:
  • Определение целей социальной политики государства.
  • Правовое регулирование – принимаемые на всех уровнях государственной власти правовые акты и нормативные документы, действие которых распространяется на предприятия всех форм собственности.
  • Финансово–кредитное регулирование – использование рычагов по управлению финансовыми потоками. Основной формой реализации данного метода является выделение в государственном бюджете статей, за счет которых финансируются бюджетные отрасли – отрасли социальной сферы. Другой формой финансового регулирования является создание внебюджетных социальных фондов: пенсионного, социального страхования, обязательного медицинского страхования, занятости населения, за счет которых финансируются соответствующие отрасли социальной сферы.
  • Приватизация – передача предприятий социальной сферы в частную собственность, как правило, ограничена. Расходы по содержанию таких предприятий, оплате труда работников несет государство.
  • Целевые программы – программы, имеющие социальную направленность по наиболее острым социальным проблемам. Эти программы также финансируются из государственного бюджета. В настоящее время реализуются следующие программы: «Дети России», «Жилище», «Сахарный диабет», «Федеральная миграционная программа», «Развитие образования» и многие др.
  • Социальные стандарты – разработка форм и объемов социальных услуг, бесплатное предоставление которых всем гражданам РФ гарантируется Конституцией РФ.

    Основными направлениями социальной политики государства являются:
  • Повышение уровня жизни населения. Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей.
  • Важным направлением социальной политики государства является формирование эффективной системы социальной защиты. Беднейшие слои населения, к которым относятся, как правило, те, кто уже или еще не в состоянии самостоятельно обеспечить минимальный уровень жизнедеятельности – больные, инвалиды, старики, многодетные семьи, нуждаются в первую очередь в социальной защите со стороны государства. В стране создаются фонды дешевого муниципального жилья, функционируют бесплатные государственные школы, студенты из малообеспеченных семей получают специальные стипендии, скидки по оплате обучения, целевые кредиты на период учебы, лицам с низким уровнем доходов или с определенными заболеваниями предоставляются бесплатное или льготное медицинское обслуживание, помощь в приобретении необходимых медикаментов. Разработана программа социальной интеграции инвалидов, адаптации военнослужащих, обеспечения их занятостью и жильем и др. Проводится работа по созданию сети центров комплексного социального обслуживания, отделений социальной помощи на дому. Каждый гражданин независимо от уровня его доходов также обеспечивается со стороны государства определенным минимумом жизненно необходимых благ.
  • Социальная политика государства обязательно включает такое направление, как трудовые отношения и занятость населения. Государство должно гарантировать равноправие субъектов на рынке труда, свободный выбор профессии, сферы и места приложения труда.
  • Регулирование миграционных процессов. Миграции являются важным фактором социального развития. Федеральная миграционная служба функционирует с 1992 г. Особенно остро стоит проблема вынужденных переселенцев и беженцев. Количество переселенцев и беженцев, имеющих официальный статус, достигло 1,2 млн чел. Основным очагом мигрантов является Северный Кавказ. Большую проблему также составляет миграция рабочей силы. Идет выезд населения из районов Севера.
  • Совершенствование пенсионной системы. Всего предполагаются три вида пенсионного обеспечения: (1) государственное пенсионное страхование (по трудовому стажу) – финансирование осуществляется за счет взносов в бюджет Государственного пенсионного фонда; (2) пенсионное обеспечение для не имеющих необходимого трудового стажа и для военнослужащих – финансирование будет осуществляться за счет федерального бюджета; (3) дополнительное пенсионное страхование, как добровольное, так и обязательное для тех, кто идет на досрочную пенсию.
  • В области здравоохранения и социального страхования государством обеспечиваются всеобщая доступность базовой программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, хорошее качество лечебных услуг на основе выбора пациентами врачей и лечебных учреждений.
  • Федеральная целевая программа содействия занятости населения. Она включает такие мероприятия, как: совершенствование законодательства в данной сфере, создание и сохранение рабочих мест, организацию мониторинга профессионального состава рабочей силы и разработку прогнозов потребности в рабочей силе по профессиям и специальностям, разработку и реализацию территориальных программ развития человеческих ресурсов, поддержку предпринимательства, социального партнерства на рынке труда, государственную поддержку на региональных рынках труда, содействие занятости беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование трудовой миграции, улучшение функционирования рынка труда, стабилизацию финансового состояния Фонда занятости и т.д.
  • Федеральная программа развития образования. В ней дана характеристика всех уровней образования, выявлены основные проблемы, цели и задачи развития системы образования. В программе также обоснованы основные направления развития системы, государственные и социальные гарантии обучающимся и работникам, научное сопровождение программы, предусмотрено обеспечение кадрами, материально–техническое и финансовое обеспечение. В системе мероприятий по реализации программы определены сроки и ответственные исполнители.
  • Федеральная программа развития социального обслуживания семьи и детей, включающая создание в регионах сети учреждений социального обслуживания семьи и детей, оказание государственной поддержки в оснащении их медицинским оборудованием, автотранспортом, средствами связи, компьютерной техникой; организацию подготовки специалистов в области социальной работы с детьми и семьями. Реализация программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых Министерством труда и социального развития РФ со всеми исполнителями программных мероприятий.
  • Федеральная целевая программа «Сохранение и развитие культуры и искусства Российской Федерации». Здесь предусматривается реформирование организационных и экономических механизмов для создания благоприятных условий для привлечения внебюджетных источников финансирования, создание эффективного финансово–хозяйственного механизма и внедрение программно–целевых, контрактных и инвестиционных методов финансирования.


❒ 1. Социальная политика в советское время

Союз Советских Социалистических Республик — это классический пример патерналистского государства. Всю заботу о благосостоянии граждан берет на себя государство в лице партии, даже в самые сложные периоды времени.

Основные замыслы социальной политики советского времени отражены в первых декретах советской власти.

❒ 1.1 Декреты советской власти

    Декреты советской власти:
  • Декрет «О мире» Основная статья: Декрет о мире. Декрет о мире от 26 октября (8 ноября) провозгласил целью новой власти отказ от тайной дипломатии и немедленное заключение «всеми воюющими народами и их правительствами» «справедливого, демократического мира» «без аннексий и контрибуций».
  • Декрет «О земле». Декрет о земле 26 октября (8 ноября) легализовал массовые самозахваты крестьянами помещичьей земли, фактически начавшиеся уже с апреля 1917 года, и принявшие особый размах летом.
  • Декрет «Об образовании Рабочего и Крестьянского правительства».
  • Постановление «Об отмене смертной казни на фронте» 26 октября.
  • Постановление «О борьбе с погромным движением» 26 октября.
  • Декрет «О полноте власти Советов» от 28 октября (10 ноября) объявил о ликвидации системы «двоевластия», отстранении всех комиссаров Временного правительства.
  • Декрет «О введении восьмичасового рабочего дня» 29 октября 1917 года.
  • Декларация прав народов России провозгласила:
    1)Равенство и суверенность народов России.
    2) Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.
    3) Отмена всех и всяких национальных и национально–религиозных привилегий и ограничений.
    4) Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.
  • Декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов».
  • Декрет «О национализации внешней торговли».
  • Положение «О рабочем контроле», легализовавший систему фабзавкомов; В интересах планомерного регулирования народного хозяйства во всех промышленных, торговых, банковых, сельскохозяйственных, транспортных, кооперативных, производительных товариществах и пр. предприятиях, имеющих наемных рабочих или же дающих работу на дом, вводится рабочий контроль над производством, куплей, продажей продуктов и сырых материалов, хранением их, а также над финансовой стороной предприятии.
  • Декрет «О национализации банков».
  • Декрет об образовании Высшего Совета Народного Хозяйства от 2 (15) декабря 1917 года стал важной вехой на пути строительства режима военного коммунизма. Высший Совет народного хозяйства стал высшим органом централизованного управления экономикой.
  • Декреты «О выборном начале и организации власти в армии» и «Об уравнении в правах всех военнослужащих».
  • Декрет о расторжении брака.
  • Декрет о гражданском браке, о детях и введении книг–актов состояния.
  • Декрет Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса) «О введении нового правописания».
  • Декрет СНК «Об организации РККА».
  • Декрет ВЦИК «Об аннулировании государственных займов» от 21 января (3 февраля) 1918 года объявил займы, «заключенные правительствами российских помещиков и российской буржуазии» аннулированными.
  • Декрет СНК «О введении западноевропейского календаря».
  • Декрет «Об отмене частной собственности на недвижимость в городах».
  • Декрет «Об отмене права пользоваться сбережениями».
  • Декрет «О национализации крупнейших предприятий».
  • Декрет «Об отмене права наследования».

Как видно из декретов, изначальная политика советского времени была направлена на удовлетворение потребностей народа.

К сожалению, некоторые положения декретов не были реализованы, так например «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» реально до конца не был выполнен.

С момента становления советской власти социальная политика приобретает исключительно государственный характер. Государство принимает на себя всю совокупность социальных функций и становится единственным субъектом социальной политики. Социальная политика государства в течение всех 74 лет существования СССР претерпевала значительные изменения вследствие как общемировых тенденций прогресса цивилизации, так и отражения особенностей внутреннего развития социалистического хозяйства, социалистических идей и объективных и субъективных факторов политической ситуации.

Советская республика первой в мире революционным порядком завершила социалистический этап строительства социального государства, завершившийся в Европе только к середине 30–х гг., и начала строить правовое социальное государство.

В октябре – ноябре 1917 г. советская власть объявила о радикальном изменении системы социального страхования: страхование обеспечивало всю совокупность рисков (старость, болезнь, увечье, инвалидность, беременность), охватывало всех лиц наемного труда и их семейств, осуществляло возмещение полного заработка. Чуть позже были введены страхование от безработицы и бесплатная медицинская помощь, пособия по случаю родов и смерти; 8–часовой рабочий день, уравнивались права женщин и мужчин.

Таким образом, уже в ноябре 1917 г. произошел революционный скачок России к социальному государству, сделавший ее безусловным мировым лидером в обеспечении социальных потребностей людей и давшим импульс развитию социальной политики ведущих государств.

С момента возникновения Советское государство берет на себя функции нормирования заработной платы; учета и распределения рабочей силы; установления общих норм пенсии и пособий; охрану материнства и детства; обеспечения инвалидов войны; медицинского обеспечения; социального страхования рабочих.

По сути, вводятся, хотя так еще и не определяются, понятия прожиточного минимума и минимальной заработной платы, которая равнялась заработку чернорабочего.

Особый статус приобретает в СССР социальная защита детей, которая исходит из того, что в социалистическом обществе о воспитании и содержании детей должны заботиться не отдельные родители их, а все общество в целом. Поэтому и появился институт государственного воспитания детей.


❒ 1.2 Структура системы управления в государстве

Структура системы управления в государстве после революции представляла собой двухуровневую систему управления. На верхнем уровне стояла система управления КПСС, которая решала задачи определения целей, управления государственными органами, кадровую политику и т.д. На втором уровне находилась система управления учреждениями, предприятиями. Она включала в себя выборные органы, советы разных уровней, организационные структуры (министерства, ведомства и т.п.).

В основу СУ партией был положен предложенный В. И. Лениным принцип демократического централизма. «Демократический централизм» обеспечивал централизованное управление партией на базе четкой постановки «сверху» задач исполнителям, эффективного сосредоточения имеющихся ресурсов (сил и средств) для решения поставленных задач.


    Для СУ партией, в условиях «Демократического централизма», было характерно:
  1. Демократический централизм обеспечивал централизованное управление партией, что позволяло нам добиваться успехов в гражданской войне, развитии промышленности и обороны. Избирался первый секретарь, которые наделялся всеми необходимыми полномочиями по постановке задач. Это позволило нам добиться успехов в выполнении гражданской войны, строительствах.
  2. Выработка стратегических решений предполагала их коллективное обсуждение на пленумах партии, что обеспечивало определенную эффективность принимаемых решений.
  3. Доминирующее влияние первых секретарей накладывало определенную субъективность на принимаемые решения. Важнейшие Государственные решения принимались ограниченной группой лиц (в ряде случаев недостаточно компетентных), без учета потребностей экономики и народа, общественного мнения и реального положения дел.
  4. Смена руководителей партии была выборной, однако из–за гипертрофированной власти первых секретарей, диктовавших свою волю, мнение рядовых членов партии практически не учитывалось. Отсутствие реальной демократии затрудняло приход в верхние эшелоны новых умных и инициативных людей, затрудняло принятие эффективных решений по управлению страной.
  5. Сосредоточение основных властных полномочий в руках первых партийных секретарей, что усиливало централизованное управление, однако снижало значимость рядовых членов партии в выработке решений. Это приводило к фактической диктатуре первых секретарей и резкому снижению уровня демократии. Результатом стало стремление первых секретарей как можно дольше оставаться «вождями».
  6. В условиях, когда первым секретарям практически подчинялись органы МВД и КГБ, создавались возможности для нарушения демократии, лоббирования личных целей и проведения репрессий против собственного народа.

При Демократическом централизме уровень влияния народа на принятие решений руководителями был недостаточен, ввиду отсутствия опросов, референдумов (фактически отсутствовало объективное общественное мнение). Это видно из материалов, которые будут приведены в последующих выпусках, при анализе СУ во времена правления Хрущева, Горбачева и Ельцина.

Например при Горбаче была подорвана безопасность нашей страны. Руководствуясь своими личными мотивациями стремления к собственной славе (лучший немец), он необоснованно вывел войска из Германии, предал жителей ГДР. Если бы не было вывода наших войск из Германии, то не было бы событий в Югославии, и НАТО не стучалось бы в наши границы.


    Отсутствие должного влияния общественного мнения на управление государством привело к следующему:
  • Допускалось неверное определение истинных целей государства и стратегических задач.
  • Вседозволенность руководящей партии приводила к преследованию личных интересов отдельных личностей. Результатом данной политики стали массовые репрессии.


❒ 2. Социальная политика в разные периоды советской власти до правления Б. Н. Ельцина.

Реальная социальная политика, на каждом этапе зависела от экономического состояния страны.

На первом этапе, последствия периода войн и революции оказались крайне тяжелыми. Промышленность и транспорт лежали в руинах. Обезлюдели города. Сократилась площадь посевов. Реальной социальной политики практически не было, была политика удержания власти.

Весной 1921 г. новой экономической политики (нэп), но и для стремительного экономического рывка в годы первых пятилеток.



❒ 2.1 Советское Государство в 1920–1930 гг.


❒ 2.1.1 Новая экономическая политика (НЭП)

В условиях острого социально–экономического и политического кризиса на X съезде РКП (б), проходившего 8–19 марта 1921 г., было принято решение отказаться от политики военного коммунизма и ввести в стране новую экономическую политику.

    Причина введения НЭПа:
  • провал политики военного коммунизма, приведшей к социально–экономическому и политическому кризису;
  • массовые восстания крестьян, недовольных продразвёрсткой и другими чрезвычайными мерами власти;
  • выступления рабочих в городах (стачки и восстания);
  • выступления в армии и на флоте (Кронштадтское восстание);
  • стремление большевиков преодолеть политический кризис и сохранить власть.
    Основные мероприятия НЭПа:
  • замена продразвёрстки продналогом;
  • разрешение аренды земли и найма рабочей силы в сельском хозяйстве;
  • восстановление товарно–денежных отношений;
  • разрешение частного предпринимательства, передача в частные руки мелких предприятий, разрешение аренды средних и концессий с участием иностранного капитала на крупных предприятиях при сохранении в руках государства «командных высот» в экономике;
  • разрешение найма рабочей силы в промышленности и сфере услуг;
  • восстановление свободной торговли (государственная, кооперативная, частная);
  • сохранение государственной монополии на внешнюю торговлю;
  • укрепление финансовой системы, стабилизация курса рубля и проведение денежной реформы;
  • замена пайковой системы оплаты труда на денежную;
  • отмена уравниловки в оплате труда — размер заработной платы зависел от результатов труда (принцип военного коммунизма «от каждого по способностям, каждому по потребностям» заменён на принцип «от каждого по способностям, каждому по труду»);
  • отмена трудовой повинности, обеспечение предприятий рабочей силой через биржи труда;
  • перевод части государственных предприятий на хозрасчёт, создание крупных государственных трестов;
  • введение оплаты услуг (коммунальных, транспортных, связи).

Введение НЭПа позволило выйти из экономического и социального кризиса, восстановить к середине 1920–х гг. довоенный уровень производства как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. Но результатом НЭПа стала социальная дифференциация в городе и расслоение крестьянства. В развитии НЭПа были противоречия, приводившие к кризисам:
1923 г. — кризис сбыта,
1925 г. — товарный кризис,
1927–1928 гг. — кризис хлебозаготовок.

    Причины свёртывания НЭПа:
  • противоречия между административными и рыночными методами управления экономикой;
  • ограничение участия частного капитала в экономике не позволяли использовать его для решения задачи индустриализации страны;
  • усиление социального расслоения, появление нэпманов (новой буржуазии, эксплуататорских элементов) вызывало недовольство части населения;
  • доминирование в обществе политической установки на временный характер НЭПа;
  • победа во внутриполитической борьбе 1920–х гг. противников НЭПа, считавших, что НЭП был необходим только как временная мера для выхода из кризиса и что рыночные отношения несовместимы с социалистической идеей и практикой.


❒ 2.1.2 Социальная политика в СССР

В середине 1920–х гг. руководство страны провозглашает курс на строительство социализма («социалистическую реконструкцию»), предложенный Сталиным.

План строительства социализма включал в себя три составные части — индустриализацию, коллективизацию сельского хозяйства и культурную революцию.

Курс на индустриализацию был провозглашён на XIV съезде ВКП (б) в 1925 г. Индустриализация проходила под лозунгом «Превратим СССР из страны, ввозящей машины, в страну, производящую машины!».

    Цели индустриализации:
  • преодолеть технико–экономическую отсталость страны;
  • обеспечить экономическую независимость;
  • создать мощную тяжёлую и оборонную промышленность;
  • создать машинно–техническую базу для проведения коллективизации сельского хозяйства.

Важной вехой развития функций социального государства стало принятие в 1936 г. новой Конституции, в которой были закреплены, пусть и формально, права на труд, социальное обеспечение, бесплатное медицинское обслуживание и образование. В Конституции декларировались равные без исключения права всех граждан — были сняты ограничения для лиц, ранее лишенных избирательных прав, уравнены права рабочих и служащих в пенсионном обеспечении.

К середине 30–х. гг. СССР уже прошел два этапа развития социального государства — «социалистический» и этап «правового социального», приобрел все характеристики первичного социального государства и стал активно строить в рамках следующего этапа государство социальных услуг.



Развитие культуры в 1920–1930–е гг.

Составной частью плана социалистического строительства в СССР была культурная революция. В культурной сфере произошли значительные изменения. Господствующим стал классовый подход к вопросам культуры. Ситуация 1920–х гг. отличалась некоторой свободой творчества в рамках социалистической идеи, что объясняется прежде всего отсутствием единства взглядов на пути и формы развития социалистической культуры среди руководителей большевиков. В 1930–е гг. сфера культуры ставится под полный контроль партийного аппарата.

Многочисленные творческие организации были распущены и заменены на унифицированные, жёстко контролируемые идеологами партии творческие союзы — писателей, архитекторов и т. д.

    Народное образование:
  • национализация учебных заведений;
  • ликвидация сословной системы образования, введение классовых ограничений на получение высшего образования;
  • борьба с неграмотностью (в 1920 г. создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, в 1923 г. — общество «Долой неграмотность»);
  • расширение сети городских и сельских школ;
  • введение всеобщего обязательного начального образования (1930 г.);
  • создание ремесленных училищ и школ фабрично–заводского обучения для подготовки кадров рабочих;
  • создание рабочих факультетов (1919 г.) для подготовки детей рабочих к поступлению в высшие учебные заведения.
    Наука:
  • высылка из России представителей научной интеллигенции — приверженцев немарксистской идеологии («философские пароходы» 1922 г. и др.);
  • преследование представителей «старой» науки внутри страны («дело Академии наук» 1929–1931 гг. и др.);
  • преобразование Императорской Академии наук в Академию наук СССР;
  • создание новых научных центров;
  • формирование социалистической научной интеллигенции;
  • идеологизация научных исследований;
  • расширение геологической разведки по поиску месторождений природных ископаемых;
  • освоение Арктики.
    Литература и искусство:
  • выезд за границу и высылка представителей художественной интеллигенции, не согласных с установлением Советской власти;
  • создание разнообразных творческих союзов и групп — Пролеткульт, Левый фронт в искусстве (Леф), Революционный фронт в искусстве (Реф), «Серапионовы братья» и др.;
  • обилие стилей и направлений;
  • развитие средств массовой информации;
  • борьба за утверждение новой бытовой культуры;
  • ликвидация многочисленных творческих организаций и групп, создание республиканских и общесоюзных творческих союзов;
  • литература и искусство поставлены под партийно–государственный контроль;
  • утверждение социалистического реализма как единственного художественного метода литературы и искусства, который «требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в её революционном развитии»;
  • репрессии против представителей художественной интеллигенции.

❒ 2.1.3 Результаты социальной политики 1920-1930 гг.





❒ 2.2 СССР в послевоенный период 1945–1953 гг.

Сложившаяся в СССР к началу 40–х. гг. жестко централизованная социальная политика в период Второй мировой войны стала еще более зарегулированной. Произошли изъятия ряда важных социальных норм и снижение социальных гарантий. Вместе с тем в послевоенный период возникли качественные изменения как в научно — техническом уровне производства, что привело к появлению многомиллионной занятости в высокотехнологических отраслях — химической, атомной, авиационно–космической, электро–технической, машиностроении и других, так и в социальных ожиданиях людей, возникших на основе развития представлений о стандартах жизни.

К началу 50–х гг. в целом произошел возврат к довоенным показателям социальной политики.

В это же время начали меняться и представления о социальных целях государства и его социальной политике: ставится задача широкого предоставления государством социальных услуг и повышения уровня жизни советских людей. В соответствии с новыми задачами преобразуется система управления социальной политикой.


❒ 2.2.1 Изменения в социальной сфере, науке и культуре.


    В социальной сфере
  • отменены обязательные внеурочные работы;
  • восстановлены отпуска;
  • началась выплата компенсаций за неиспользованные в годы войны трудовые отпуска;
  • сокращена доля заработной платы, выдававшаяся облигациями государственного займа.
    Наука и культура в послевоенный период:
  • восстановление разрушенной в годы войны материально–технической базы науки и культуры;
  • завершение перехода в всеобщему семилетнему образованию;
  • проведение дискуссий по философии, языкознанию и политической экономии;
  • развитие исследований по ядерной физике;
  • усиление идеологического контроля над культурой;
  • разгром генетики, объявленной немарксистской наукой, на сессии ВАСХНИЛ 1948 г.;
  • постановления ЦК ВКП (б) 1946–1948 гг. по вопросам литературы и искусства — «О журналах «Звезда» и «Ленинград»», «О репертуаре драматических театров и средствах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь»», «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели», «Об упаднических настроениях в советской музыке»;
  • гонения на деятелей культуры — кинорежиссеры Л. Д. Луков, С. И. Юткевич, А. П. Довженко, В. И. Пудовкин обвинены в «безыдейности» и «аполитичности», C. М. Эйзенштейн раскритикован за вторую серию фильма «Иван Грозный»;
  • закрытие «Исторического журнала»;
  • кампания по борьбе с космополитизмом.

❒ 2.2.2 Результаты социальной политики 1920-1930 гг.






❒ 2.3 СССР в 1950–е – Первой Половине 1980–х гг.

В 1949 г. создается Министерство социального обеспечения, которое наделяется рядом новых функций. Дальнейшее расширение функций министерства происходит в 1961 г.

В конце 50–х — 60–х гг. происходят серьезные изменения в системе оплаты труда. Вводится единая система ставок и окладов (ЕТС) с учетом отраслей, производств и категорий работающих. Упорядочивается оплата труда в промышленности, строительстве на транспорте и в связи.

В июле 1956 г. принимается новый Закон о государственных пенсиях. Вводились также «льготные», досрочные пенсии для отдельных категорий работников особых производств и особо социально незащищенных — многодетных матерей и слепых. В 1964 г. принимается Закон о пенсиях членов колхозов. Это означает переход к всеобщему государственному пенсионному обеспечению. В 1967 г. вводятся новые ставки пенсий, связанные с уровнем заработной платы, они в большей мере дифференцировали саму пенсию и уравнивали уровень жизни всех членов общества.

    Система социальной защиты складывается из трех направлений:
  • государственное социальное обеспечение, осуществляемое за счет государственных, республиканских и местных бюджетов;
  • государственное социальное страхование, обеспечиваемое за счет страховых взносов предприятий и дотаций государства;
  • социальное обеспечение колхозников, осуществляемое за счет колхозов и дотаций государственного бюджета.
    К 70–м гг. основными принципами социального обеспечения в СССР являлись:
  • всеобщность социального обеспечения;
  • многообразие видов обслуживания;
  • обеспечение граждан различными видами социальной помощи.

Таким образом, к началу 70–х гг. СССР имел весь набор признаков патерналистского социального государства.

Важными для повышения благосостояние советских людей стали решения XXIV съезда КПСС, состоявшегося в 1971 г. Была поставлена задача значительного усиления социальной ориентации экономики.

Экономические трудности, возникшие в СССР с начала 60–х гг. не были компенсированы расширением экспорта углеводородов в 70–е и последующие годы. Потеря темпов технического перевооружения и обновления основных фондов, низкая производительность труда, отраслевая диспропорция, недостатки командно–административного управления экономикой и прочие хорошо известные причины привели к невозможности обеспечения желательных темпов роста благосостояния населения Советского Союза.



❒ 2.3.1 Изменения в социальной сфере, науке и культуре.


    Развитие социальной сферы:
  • увеличение минимальной заработной платы;
  • переход на 7–часовой рабочий день;
  • массовое жилищное строительство по типовым проектам («хрущёвки»);
  • введение денежной оплаты труда колхозников;
  • установление пенсий для колхозников;
  • выдача паспортов колхозникам;
  • снижение на 5 лет пенсионного возраста;
  • отмена оплаты за обучение.
    В 1970–е — первой половине 1980–х гг.:
  • продолжается рост доходов населения;
  • сохраняется остаточный принцип финансирования социальной сферы;
  • наблюдается рост негативных явлений в социальной сфере.
    Развитие науки и культуры:
  • значительные успехи в развитии вычислительной техники, атомной энергетики и ракетной техники – первые в мире атомная электростанция в Обнинске (1954 г.) и атомный ледокол «Ленин» (1959 г.);
  • расширение сети научно–исследовательских институтов, создание Сибирского отделения Академии наук СССР;
  • успехи в освоении космоса: первый искусственный спутник (1957 г.), первая автоматическая межпланетная станция, достигшая поверхности Луны (1959 г.), первый полёт человека в космос (Ю. А. Гагарин 1961 г.);
  • реабилитация деятелей науки и культуры — жертв политических репрессий;
  • создание театра «Современник»;
  • появление художественных произведений, осуждавших культ личности и репрессии («Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына, «Колымские рассказы» В. Шаламова, «Не хлебом единым» В. Д. Дудинцева, «Всё течёт» В. Гроссмана, «Тёркин на том свете» А. Т. Твардовского и др.);
  • появление неоавангардизма в живописи и скульптуре (Э. Н. Неизвестный, Р. Р. Фальк и др.);
  • расширение культурных связей с другими странами;
  • появление самиздата («Синтаксис» А. Гинзбурга и др.);
  • сохранение партийного контроля за наукой и культурой;
  • реформа общего и специального образования.

После некоторого ослабления усиливается давление цензуры. Регулярно проводятся встречи с представителями культуры, на которых представители высшего руководства КПСС разъясняют политику партии и ставят задачи перед творческой интеллигенцией. Печальную известность получило посещение Хрущёвым 1 декабря 1962 г. художественной выставки в манеже, где Первый секретарь обрушился с критикой на художников–авангардистов.



❒ 2.3.2 Основной недостаток социальной политики СССР.


При демократическом централизме решения по социальной политике часто определялись руководителями и не отражали истинных интересов человека и общества. Так было при Хрущеве, Горбачеве и Ельцине. При принятии решений не было объективного общественного мнения. В силу этого деятельность по социальной политике не отражала истинных интересов человека и общества.

Экономика управлялась не достаточно эффективно, нарушались законы соответствия спроса и предложения.





❒ 2.3.3 Результаты социальной политики 1955-1980 гг.






❒ 2.4 Социальная политика СССР при Горбачеве.

В марте 1985 г. в СССР произошла третья за 4 года смена лидера. Генеральным секретарём ЦК КПСС был избран М. С. Горбачёв. На апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС генеральный секретарь впервые за многие годы заявил о наличии проблем в стране (раньше говорили о трудностях) и провозгласил курс на ускорение социально–экономического развития. Начался этап в жизни страны, названный перестройкой.

    Горбачев объективные причины для перестройки видел в следующем:
  • сокращение темпов прироста в экономике страны;
  • высокая доля военных расходов (усиление гонки вооружений в ходе холодной войны);
  • нарастание негативных явлений в социальной сфере (растущий дефицит товаров, пьянство, падение трудовой дисциплины и т. д.);
  • кризисные явления в политической системе.

Была сформулирована благородная цель перестройки — совершенствование социализма, очищение его от сталинизма и возврат к ленинской концепции социализма, построение социализма с человеческим лицом, которая однако не подкрепилась объективными научными проработками.

    Этапы перестройки:
  • 1985–1987 гг. — реализация курса на ускорение социально–экономического развития;
  • 1988–1989 гг. — начало экономической реформы;
  • 1990–1991 гг. — политическая реформа.

Декларативно социальная политика в годы перестройки поставила задачи совершенствования следующих систем: пенсионной, в сфера образования, в здравоохранении, в образовании, в жилищной сфере, занятости населения и миграционной политике.



❒ 2.4.1 Пенсионная реформа.

Политическое решение о реформировании системы пенсионного обеспечения граждан в СССР и коренного обновления пенсионного законодательства было принято в 1985 году на апрельском пленуме ЦК КПСС.

Необходимость такого реформирования была вызвана тем, что основы действовавшего в конце 1980–х годов пенсионного законодательства были заложены более тридцати лет назад и многое «не просто устарело, а пришло в прямое противоречие с жизненными реалиями».

Первый шаг пенсионной реформы был сделан введением в действие с 1 января 1989 года Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», которым снимались наиболее острые проблемы, не решавшиеся десятилетиями. Данным Законом установлены условия и нормы выплаты пенсий, единые для колхозников и работников, введен минимальный размер пенсий по старости на уровне 100 % минимальной заработной платы и т.д.

Расходы на реализацию данного Закона составили в 1989 году 6,5 млрд. рублей. Но для полномасштабной реализации намечаемой пенсионной реформы требовались громадные средства. Поэтому предлагалось поэтапное проведение намечаемых мероприятий, начиная с 1 января 1991 года.

Провозглашенные государством и закрепленные в советской Конституции «гарантии на пенсионное обеспечение за счет общественных фондов потребления, по существу, перестали быть таковыми».

Действовавшая более 30 лет пенсионная система превратилась в уравнительную, а средний размер пенсий снизился за этот период с 62 % до 46 % средней заработной платы.

Пенсионная реформа в СССР 1990 года положила начало централизации средств и унификации пенсионного обеспечения всех категорий граждан.

Действия Горбачева не привели к реальному совершенствованию системы пенсионного обеспечения граждан.



❒ 2.4.2 Реформы в сфере образования.

Государственная Дума в январе 1995 года приняла законопроект «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию», в соответствии с которым в течение трех лет запрещена приватизация учебных заведений.

В целом за годы реформ удалось обеспечить конституционные права граждан на получение образования, включая среднее и высшее профессиональное образование, на конкурсной основе, сохранить сеть государственных и муниципальных образовательных учреждений, контингент учащихся, коллективы учителей и профессорско–преподавательского состава, развить сеть негосударственных образовательных учреждений.

Таким образом, образование сохранило свой потенциал в качестве определяющего фактора социально–экономического развития России. В то же время реформы в сфере образования сдерживались во многом из–за сокращения доли и фактического объема финансирования отрасли.



❒ 2.4.3 Реформы в сфере здравоохранения.

В начале 90–х годов выявилась окончательная несостоятельность существующего здравоохранения. Она проявлялась не только в финансово–экономическом аспекте, но и в части выполнения непосредственно социального предназначения отрасли, её целей и задач. Была предпринята попытка создать новую эффективную модель функционирования здравоохранения, основанную на экономическом стимулировании. Социальный компонент занимал второстепенные позиции.

В основу проводимых реформ был положен принцип децентрализации, в соответствии с которым на местные органы власти возлагалась ответственность за предоставление и финансирование мероприятий, связанных с медицинским обслуживанием. Данная стратегия обусловливалась особенностью функционирования здравоохранения: его локальностью, определенной замкнутостью на конкретной административно–территориальной единице. Многообразие альтернатив построения идеальной модели здравоохранения в 90–е годы, непоследовательность в реализации реформ, отсутствие четко проработанной нормативной базы, различная степень экономической стабильности регионов породили незавершенность, частичность реализации реформ в области здравоохранения. Результаты половинчатых преобразований негативно отразились и на производителях, и на потребителях медицинских услуг, и на интересах общества в целом.

Исследователи также обосновывают необходимость страхования медицины, видят в ней возможность финансового благополучия здравоохранения, поскольку медицинское страхование, во–первых, гарантирует и делает доступным высококачественные медицинские услуги, во–вторых, помогает решению проблемы привлечения дополнительных финансовых ресурсов в сферу здравоохранения.

С другой стороны, указывается на ряд противоречий возникших вследствие внедрения ОМС. К их числу относится финансовая необеспеченность медицинских учреждений, снижение качества и доступности медицинской помощи, ухудшение материального положения медицинских работников.

Не менее значимой проблемой, нашедшей отражение в научно–исследовательских работах конца XX века, стал вопрос о переходе к оказанию первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача). Реорганизация первичной медико–социальной помощи населению, по мнению авторов, была вызвана существенной диспропорцией в объемах финансирования амбулаторно–поликлинической и стационарной помощи, вследствие чего были ограничены возможности развития материально–технической базы, внедрение современных, ресурсосберегающих технологий оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе, необоснованно расширены показания к стационарному лечению, что приводило к значительному увеличению расходов на медицинскую помощь.



❒ 2.4.4 Преобразования в жилищной сфере.

Необходимость глубоких преобразований в сфере отношений собственности в СССР стала очевидной во второй половине 1980–х годов. А в самом начале 90–х годов наступил переходный период и в развитии жилищной сферы.

    Его характерные черты:
  • разрушение государственной системы строительства и распределения жилья, которая существовала в СССР в течение многих десятилетий;
  • существенное повышение тарифов на жилищно–коммунальные услуги для предприятий, организаций и населения;
  • частичная приватизация государственного (муниципального) жилищного фонда и появления рынка жилья;
  • усиление ведомственного монополизма и ослабление функций государственного (городского) контроля в данной сфере;
  • изменение организационно–правовых норм предприятий и организаций жилищно–коммунальной сферы.

В основном проводимые преобразования носили в основном внешний характер и практически не затронули существа хозяйственных отношений и не устранили административный характер действующего хозяйственного механизма. В результате жилищные условия значительной части населения и уровень содержания жилищного фонда стали заметно ухудшаться.



❒ 2.4.5 Занятость населения и миграционная политика.

В 90–х годах в России разразился беспрецедентный для мирного времени экономический кризис, в результате чего производство сократилось почти наполовину. Однако несмотря на это главным парадоксом российского рынка является умеренный уровень безработицы.

В целом на протяжении большей части 1990–х гг. численность безработных составляла 4–9 млн. человек или 4–10% экономически активного населения. Пик безработицы пришелся на 1998–1999 гг., когда ее уровень достиг – 12–13%, что связано в частности с последствиями финансового кризиса 1998 года. Затем уровень безработицы снизился и в 2002 году составил – 8%.

Рост безработицы растянулся на длительный период и был плавным (без резких скачков, вызванных разовыми выбросами на рынок труда больших масс безработных). Лишь в 1997 году, то есть на шестом году рыночных реформ она перешагнула 10% рубеж, а впоследствии начала уменьшаться.

При этом изменения уровня безработицы были слабо связаны с

колебаниями производства. Усиление экономического спада далеко не всегда сопровождалось более активным расширением армии безработных, и, напротив, ослабление или даже приостановка негативных тенденций в производстве и занятости не всегда замедляли ее рост. Следует также отметить, что в России наблюдался очень сильный разрыв (в 4–7 раз) между уровнями реальной и зарегистрированной безработицы. Он свидетельствует о слабости экономических стимулов к регистрации в государственных службах занятости и объясняется неверием людей, ведущих поиск на рынке труда, в возможность найти через эти службы подходящую работу, а также низким уровнем поддержки безработных.

В советской экономике экономические цели ставились и достигались прежде всего на уровне народного хозяйства в целом. Предприятия рассматривались как винтик этого гигантского хозяйственного механизма и являлись объектами централизованного государственного планирования. В этой ситуации рентабельность конкретного производства не являлась первоочередной целью. Перераспределяя ресурсы, государство дотировало многие убыточные предприятия за счет более успешных.

С началом реформ государство не спешило отпускать предприятия в «свободное плавание». В определенной мере это связано с опасениями, что под давлением конкуренции многие из них могли обанкротиться или пойти на существенную перестройку своей деятельности с целью повышения эффективности. В этом случае массовых увольнений и социальных конфликтов было бы не избежать.

В результате российские предприятия продолжали действовать в условиях мягких бюджетных ограничений. Это означает, что хотя формально предприятие считалось самостоятельным субъектом рыночных отношений, оно могло позволить себе жить не по средствам, т.е. тратить больше, чем зарабатывать. Причем это не грозило предприятию закрытием (банкротством) или какими–либо серьезными санкциями со стороны государства. С одной стороны, предприятия по прежнему стремились получить доступ к государственному финансированию, с другой – они не выполняли в полном объеме своих обязательств перед контрагентами.

Применительно к работникам это проявлялось в систематических задержках заработной платы, ее выплатах в не денежных, а натуральных формах (т.е. виде продукции) и т.п.

Характерной чертой переходного периода стало драматическое снижение реальной заработной платы: в 90–х годах оно составило около 50–60%. Причем несколько раз это снижение происходило внезапно в результате резких инфляционных.

Между тем, в 90–е годы в России широкое распространение получили невыплаты, выплаты не в полном объеме, а также задержки выплат заработной платы. В российской экономике манипуляции с заработной платой стали одним из важнейших инструментов смягчения бюджетных ограничений. Задолженности по зарплате можно рассматривать как специфическую форму принудительного беспроцентного кредитования предприятий со стороны их работников, при которой сроки погашения выбираются самими заемщиками. Задержки зарплаты позволяли руководству направлять ограниченные финансовые средства на обеспечение условий, минимально необходимых для поддержания жизнедеятельности предприятия.

Однако непрозрачность финансовой деятельности предприятий и отсутствие действенных рычагов контроля за расходованием средств позволяли их руководству по собственному усмотрению решать, сколько и когда платить работникам и платить ли вообще. Нередко денежные ресурсы использовались ими в личных корыстных целях.

Характерной чертой трудовых отношений в российской экономике является их неформальный или теневой характер. Действия субъектов рынка труда совершаются в обход законов и формальных контрактов либо вопреки им. Именно в 90–е годы теневая экономика в России достигла гипертрофированных масштабов, поразив все сферы жизни общества. Теневой сектор наиболее распространен в оптовой и розничной торговле, общественном питании, сельском хозяйстве.

Рассмотрим миграционную политику в СССР в переходный период. До середины 70–х годов в миграционном обмене Российской Федерации с союзными республиками преобладали центробежные тенденции: движение за пределы России, в особенности в Казахстан и Среднюю Азию, где в то время интенсивно проводилось освоение целинных и залежных земель и бурно развивалась промышленность. Однако в результате значительного превышения числа родившихся над умершими естественный прирост был довольно высок, примерно 10 раз превышая безвозвратный отток ее жителей, и был, таким образом, определяющим фактором роста численности россиян.

Начиная с 1975 года потоки миграции изменили ориентацию: страна из отдающей население республики превратилась в принимающую. Основной причиной этого стали экономические стимулы, способствовавшие переориентации плотных миграционных потоков на зоны экономического освоения собственно российских территорий: начались разработка нефтегазоносных месторождений Тюменской области, создание мощного производственного комплекса в Красноярском крае, строительство БАМа. За 1976–1990 гг. положительное сальдо миграции достигло почти 2,5 млн. человек. При этом естественный прирост все еще заметно превышал миграционный, так что доля последнего в общем приросте населения составила лишь примерно пятую часть.

С течением времени стали активнее проявляться негативные демографические тенденции, связанные с феноменом депопуляции – интенсивным ростом смертности при одновременном снижении рождаемости. Это привело к снижению численности населения и повышению роли миграционной составляющей в формировании численности населения. Но в целом Россия, как и другие европейские республики Союза, чувствовала себя в относительной безопасности, ощущая присутствие среднеазиатского «демографического тыла». Демографическая «подпитка» депрессивных районов осуществлялась посредством внутренней миграции. Переток населения из «трудоизбыточных» в «трудонедостаточные» районы считался желательным и предусматривался всякого рода планами и проектами. В 1992 году депопуляция привела к естественной убыли населения, а распад СССР превратил проблему пополнения населения за счет миграции из сугубо внутренней во внешнеполитическую.

Непродуманные решения Горбачева, в области экономики, которые разрушали основополагающие системы советского управления, такие как Госплан, приводили к дезорганизации деятельности предприятий и существенному снижению уровня эффективности экономики. Следствием явилось падение ВВП, и снижение удовлетворения потребностей населения.



❒ 2.4.6 Результаты социальной политики при Горбачеве.







❒ 3. Итоги социальной политики при СССР, при Ельцине и В. В. Путине.

❒ 3.1 Основные достижения социальной политики во время правления Сталина (подробнее смотри п. 2.1 — п. 2.2).

    Основные достижения социальной политики при В. И. Сталине:
  • обеспечение высокого развитие обороноспособности страны, позволившее добиться победы в Великой Отечественной войне;
  • рост количества учебных заведений: школ, училищ, техникумов и повышение доступности образования. За время правления Сталина неграмотность населения была практически ликвидирована.
  • Среднее и высшее образование стало бесплатным;
  • цены на товары народного потребления ежегодно снижались;
  • доступные для населения цены на коммунальные услуги и жильё. Если советскому человеку было необходимо жильё, а денег не было, он мог взять ипотеку у государства всего под 1% в год. Многие пользовались этой услугой, и обычная семья рабочих выплачивала такой кредит менее чем за год;
  • развитие практически, всех видов промышленности и сельского хозяйства (поздний период правления);
  • успешное развитие науки на базе создания социальных, военных, экономических и других институтов;
  • Уровень доходов населения был достаточно сбалансирован.


  • ❒ 3.2 Социальная политика во время правления Хрущева (подробнее смотри п. 2.3).

    Социальная политика Хрущева базировалась на тех достижениях, которые были достигнуты при Сталине.

      Социальная политика при Н. С. Хрущеве:
    • Широко развернулось государственное жилищное строительство. За 1956-1960 гг. новоселье справляют почти четверть населения страны (54 млн. человек). Населению страны жилье предоставлялось бесплатно. При этом семьи все чаще получают не комнаты, а, хотя и малогабаритные, но отдельные квартиры. Городской жилищный фонд увеличился на 80%, что позволило в короткие сроки сильно продвинуться в решении жилищной проблемы.
    • Введены паспорта и пенсионное обеспечение для крестьян, что уровняло их в правах с другими трудящимися. Пенсии были увеличены вдвое.
    • Регулярно повышается зарплата, в т. ч. низкооплачиваемым категориям работников, занятым в просвещении, здравоохранении и т.д. Значительно выросли доходы населения и потребление населением промышленных и продовольственных товаров. Прекращается выпуск обязательных облигаций госзаймов, практиковавшийся при Сталине, кот. составляли не менее месячной зарплаты работника.
    • Отменяются все виды платы за обучение. Рост потребностей в специалистах стимулировал увеличение числа вузов — прежде всего в области знаний, непосредственно связанных с передовыми отраслями науки и производства. При этом на первый план вышло вечернее и заочное образование для людей, занятых на производстве. В 1959 г. 39% рабочих и 21% колхозников имели среднее (иногда даже высшее) образование, тогда как в 1939 г. такое образование имело лишь 4,3% занятых физическим трудом.
    • В 1956 — 1960 гг. завершился перевод рабочих и служащих на 7-часовой, а на подземных работах — на 6-часовой рабочий день. Введена 5-дневная рабочая неделя с двумя выходными.
    • Успехи в науке — первая в мире атомная электростанция (1954), первый спутник (1957), первый космонавт (1961). Ряд советских ученых стали лауреатами нобелевских премий (Ландау и др.).
    • Также Хрущев приоткрыл железный занавес, что дало возможность немного подпитывать культуру с других стран и путешествовать в более широких пределах. Но массового характера туризм заграницу не обрел.


    • ❒ 3.3 Основные достижения социальной политики во время правления Брежнева. (подробнее смотри п. 2.3).

        Основные достижения социальной политики при Л. И. Брежнева:
      • Не было безработицы. Совсем. Рабочие места были всегда;
      • Социальные расходы при Брежневе увеличились в 3 раза;
      • Зарплата повышалась, рождаемость тоже;
      • введена всеобщая диспансеризация населения;
      • увеличилась продолжительность жизни;
      • образование было лучшим в мире;
      • было построено для населения около 64 млн. бесплатных квартир;
      • Жилье, образование, здравоохранение ― бесплатно, коммунальные услуги ― копейки.


      ❒ 3.4 Социальная политика во время правления Горбачева. (подробнее смотри п. 2.4).

        В ходе перестройки были совершены ошибки. Как результат, страна вошла в глубокий кризис. Заключался он в следующем:
      • Непродуманные попытки изменения экономических законов привели к нарушению хозяйственных связей.
      • Резко сократились золотовалютные и валютные запасы, что привело к обесцениванию рубля. Из-за начавшейся инфляции люди потеряли доверие к национальной валюте.
      • Девальвация рубля ударила по населению, которое лишилось стимула к работе.
      • В стране начался тотальный дефицит на большинство товаров.
      • В отсутствии работы население занялось торговлей. Как результат, рынок был наводнен товарами импортных производителей.
      • В период распада Советского Союза произошло резкое сокращение экспорта. Поступление валюты в страну прекратилось. Налоговая служба не в состоянии была обеспечить нужный приток денежной массы. Чтобы обеспечить выплату зарплат, государство было вынуждено начать печатать деньги, не подкреплённые товаром и золотовалютным запасом. В итоге в стране началась инфляция, витки которой накручивались регулярно.
        Причины неудач реформ Горбачёва заключаются в том, что они не были достаточно аргументированный, продуманы, проводились не системно. В силу этого реформы имели отрицательные результаты. Каждая реформа имела отрицательные результаты:
      • Антиалкогольная. Несмотря на уменьшение выпуска спиртных напитков, страна меньше их употреблять не стала. Началось массовое производство самогона, и никакие репрессивные меры не помогли.
      • Разрешение на самостоятельную деятельность были только на бумаге. В действительности госзаказ составлял 100 %, и у предприятий не хватало ресурсов на дополнительное производство продукции.
      • Госприёмка. Последствия её носили катастрофический характер. Предприятия просто остановились, поскольку выпускать качественную продукцию по устаревшим технологиям было невозможно.
      • Политика гласности. Привела к тому, что общество выразило своё недовольство недальновидной политикой властей.


      ❒ 3.5 Социальная политика во время правления Ельцина.

      Реальной социальной политики при Б. н. Ельцине не было.

      Уровень жизни населения в начале 90–х годов резко снижается в результате проводимой социальной и экономической политики, повышения потребительских цен и снижения доходов населения. По отношению к 1990 году платные услуги населению составили в 1993 году 39 %, а покупательская способность денежных сбережений – 97%. С 1990 по 1993 год дефлятор валового внутреннего продукта вырос в 410 раз. В январе – июне 1992 года Федеральная служба занятости зафиксировала 128 тыс. неработающих граждан, из них 71 % составляли женщины. По оценке других экспертов, численность безработных составляла: в 1992 году – 5300 тысяч человек. Несмотря на существующие расхождения в цифрах, налицо динамика роста безработицы. Рост безработицы повлек за собой изменения динамики преступности. Так если в 1986 году в России зарегистрировано 1338424 преступления, то в 1991 году эта цифра составила 2173074 преступлений.

      Как видно из приведенной ниже таблицы, продолжительность жизни людей резко снизилась во время правления Ельцина.

      В конце 80–х годов в России появляются беженцы – лица, которые вынуждены покинуть места постоянного жительства вследствие совершённого в отношении их насилия или преследования по признаку национальной принадлежности, вероисповедания, политических убеждений. На территории России в 1989 году появляются беженцы из Узбекистана – более 20 тыс. турок – месхетинцев. К 1992 году в Российской Федерации зарегистрировано 222 тыс. беженцев из стран Закавказья, средней Азии, Балтии. Вынужденная миграция населения привела к осложнению социально–экономической и политической обстановки в регионах.



      ❒ 3.6 Социальная политика во время правления В. В. Путина.

      В. В. Путин в течении всей своей деятельности, все время проводит социальную политику, направленную на поддержание народа.

      Решаемые задачи, должны отражать истинные потребности народа, и определятся с учетом мнения всех слоев населения: руководителей промышленности, чиновников, народа.

      Владимир Владимирович Путин, создал своеобразный метод получения и анализа общественного мнения, организовав прямую линию. На прямой линии, каждый гражданин, руководитель может, обратившись к президенту, сформулировать свои предложения. Происходит накопление и обработка информации по разным регионам, городам и направлениям, что позволяет принимать рациональные управленческие решения по наиболее важным вопросам.

      Нам не удалось до конца разобраться в принципах составления Указов президента Владимира Путина.



❒ 4. ВЫВОДЫ.

Советская Власть выработала совершенно иные взаимоотношения между нею и своими гражданами, которых до того никогда не существовало на земле.

Во-первых, Советская Россия дала своим гражданам все то, что необходимо для нормального развития человеческой личности в современном обществе. Советской России судьба каждого ее гражданина зависела только от него самого, а не от количества денег на его счетах. И государство активно помогало ему в реализации этих его стремлениях.


    В Советское время государство помогало своим гражданам жить, поэтому каждый гражданин своей страны имел право на многие, многие социальные блага:
  • Право на восьмичасовой рабочий день. Впервые в мире в истории человечества.
  • Право на ежегодный оплачиваемый отпуск. Впервые в истории человечества.
  • Невозможность увольнения работника по инициативе администрации или хозяина без согласия профсоюзной и партийной организации.
  • Право на работу, на возможность зарабатывать себе на жизнь своим трудом. Причем выпускники профессиональных учебных заведений имели право на обязательное трудоустройство по трудовому направлению с предоставлением жилья в виде общежития или квартиры.
  • Право на бесплатное общее и профессиональное образование. Причем, как среднее профобразование, так и высшее. Впервые в мире.
  • Право на бесплатное пользование детскими дошкольными учреждениями: детскими яслями, детсадами, пионерлагерями. Впервые в мире.
  • Право на бесплатное медицинское обеспечение. Впервые в мире.
  • Право на бесплатное санаторно-курортное лечение. Впервые в мире.
  • Право на бесплатное жилье. Впервые е в мире.
  • Право на бесплатный проезд к месту работы или учебы по индивидуальному, оплачиваемому государством проездному документу. Впервые в мире.

    Кроме того, женщины имели право на целый ряд дополнительных своих льгот:
  • Право на трехлетний оплачиваемый декретный отпуск с сохранением рабочего места.
  • Право на бесплатную патронажную службу ребенку сроком до одного года.
  • Право на бесплатную молочную кухню для новорожденных до трех лет.
  • Право на бесплатное медицинское и санаторно-курортное лечение при любых детских заболеваниях.

    Имея за спиной такие мощные Социальные завоевания, Советский человек искренне гордился своей страной, зная, что его страна обладает колоссальными достижениями в развитии своего народного хозяйства, а именно:
  • Мы сами, без чьей-либо посторонней помощи восстановили разрушенное народное хозяйство страны после Первой мировой и Гражданской войны, и после Великой Отечественной войны. Такого народного Подвига история человечества не знала никогда.
  • По всем экономическим показателям развития народного хозяйства страны мы со второй половины двадцатого века занимали прочное второе место в мире после США. И не надо забывать, что по просторам России в двадцатом веке прокатились три чудовищные войны, а на территории США войн вообще не было в течение последних полтораста лет.
  • По количеству зарегистрированный в год изобретений мы занимали тоже второе место после США. А этот показатель говорит о техническом уровне нашего промышленного производства. Этот уровень был сопоставим с Американским, с первой экономикой мира!
  • Мы обладали лучшей в мире системой общего и специального профессионального образования, на которую только сейчас начинают переходить Америка. И наши школьники и студенты на всех интеллектуальных Олимпиадах мира всегда занимали призовые места, далеко опережая представителей остальные страны мира.
    Вспомните слова Американского президента Джона Кенеди, сказавшего с горечью в шестидесятых годах о том, что русские выиграли у Американцев соревнование за Космос за школьной партой и что нам, американцам, пора перенять именно русский опыт образования.
  • Мы обладали лучшей в мире системой профилактического здравоохранения, на которую только сейчас начинают переходить Америка и Европа.
  • Мы обладали лучшей в мире системой физической и спортивной подготовки населения страны, на которую уже перешел Китай и начинают переходить целый ряд цивилизованных стран мира.
  • Мы обладали одной из лучших в мире системой освоения космоса, с которой могла соперничать лишь Америка.
  • Мы обладали лучшей в мире военной техникой, с которой могла соперничать лишь Америка.

И все иностранцы, бывающие у нас, отмечали у граждан СССР чувство глубокого патриотизма и чувство глубокого собственного достоинства у Советских граждан. Ведь Советская власть была нашей властью! А не властью тех, кто стоит надо нами по социальной лестнице и кто нас за людей не считает! Поэтому слова Маяковского «Читайте, завидуйте, я – гражданин Советского Союза!» мог с гордостью произнести любой гражданин страны независимо от своего местожительства и социального положения.