Выпуск №5


В этом номере:

Раздел «ВЗГЛЯДЫ»

Разделы «ФАКТЫ»

Разделы «МНЕНИЯ»

Раздел «ИНФОРМАЦИЯ»

Управление Россией при Леониде Ильиче Брежневе




ВЗГЛЯДЫ



14 октября 1964 г. пленум избрал новых руководителей партии и правительства. Первым секретарем ЦК был избран Л.И. Брежнев, Председателем Совета министров СССР — А.Н. Косыгин.

Основной мотивацией Брежнева было развитие страны. Однако весь период его правления можно условно разделить на две равные части:
1. Самостоятельное управление государством, направленное на его рост и укрепление.
2. После продолжительной болезни, реальное руководство страной перешло в руки ближайшего круга лиц, заинтересованных в получении для себя выгоды, а не поддержки народа и развития государства.

В целом экономика страны в этот период успешно развивалась. Основу управления экономикой составляли директивные методы планирования. Один раз в 5 лет, очередной съезд КПСС, а затем сессия Верховного Совета утверждали план пятилетнего экономического развития страны. План определял показатели, которые должны быть достигнуты в течение предстоящей пятилетки, союзными республиканскими министерствами и ведомствами, государственными предприятиями и колхозами. Подготовкой пятилетнего плана и разработкой на его основе годовых показателей занимался особый орган управления — Госплан. Предприятия обязаны были достичь запланированных показателей. Их снабжение, всеми необходимыми ресурсами, также осуществлялось централизованно через другой орган управления — Госснаб.

За ходом исполнения планов следили не только министерства и ведомства СССР, но и их дублирующие комитеты КПСС. Выполнение планов считалось не только административной, но и партийной обязанностью. Однако, цены на продукцию, объемы производства и направление товарных потоков устанавливало государство. Рыночного баланса между спросом и предложением не предусматривалось.

Объём ВВП, национального дохода, продукции промышленности и строительства продолжали достаточно быстро расти, однако среднегодовые темпы роста производительности труда постепенно снижались: в Восьмой пятилетке (1966—1970) они составляли 6,8 %, в Девятой — 4,6, Десятой (1976—1980) — 3,4, однако оставались более высокими, чем в большинстве развитых капстран. При этом производительность труда по абсолютному значению оставалась ниже, чем в США, в промышленности в 2 раза, сельском хозяйстве — в 4-5 раз. Падали и среднегодовые темпы прироста национального дохода: в Восьмой пятилетке — 7,7 %, Девятой — 5,7, Десятой — 4,2, Одиннадцатой — 3,5 %. В целом же за 1970—1990 объём национального дохода увеличился в 2 раза, на душу населения — в 1,7 раза.

Прирост населения в это время составлял около 0,9 процентов.

По данным официальной статистики, экспорт нефти и нефтепродуктов из СССР вырос с 75,7 млн т. в 1965 г. до 193,5 млн т в 1985 г. Главной причиной этого стало освоение месторождений Западной Сибири. При этом экспорт за свободно конвертируемую валюту составлял, по оценкам, соответственно 36,6 и 80,7 млн т. По оценкам, выручка от экспорта нефти и нефтепродуктов, составлявшая в 1965 г. порядка 0,67 млрд долл., увеличилась к 1985 г. в 19,2 раза и составила 12,84 млрд долл. Кроме того, в значительных объёмах с 1970-х годов экспортировался природный газ. Добыча газа в этот период увеличилась со 127,7 до 643 млрд м.куб. Большая часть валютной выручки тратилась на импорт продовольствия и закупку товаров народного потребления.

Во второй половине 1980-х годов в результате дефицита продуктов питания в сотнях городов и рабочих поселков СССР впервые после войны были введены продовольственные талоны и карточки.

За период с 1960 по 1985 гг. доля топлива и сырья в советском экспорте поднялась с 16,2 до 54%, а доля машин и сложной техники упала с 20,7 до 12,5% (при этом основной удельный вес в экспорте сложной и высокотехнологической машиностроительной продукции занимала военная техника и вооружение).

В 1985 году доля сырья в экспорте составила 54 %, розничный товарооборот составил 324,2 млрд руб или в расчёте на душу населения: 47 руб/мес — продовольствие, 49 руб/мес — непродовольственные товары, было построено 113 (в России — 62,5) млн кв. м. жилья.

    Для модернизации системы управления экономикой, была применена реформа 1965 г., которая предусматривала следующее:
  • В промышленности было восстановлено отраслевое управление.
  • Основным звеном производства, как предполагалось, станет хозрасчетное предприятие (самостоятельное, самоокупаемое и самофинансируемое).
  • Основные фонды предприятия оставались в государственной собственности, поэтому предприятия облагались арендной платой.
  • Топливо, энергию и сырье предприятиям предстояло покупать самостоятельно. Это должно было побудить директоров предприятий к экономии.
  • Главным показателем эффективности стал объем реализованной продукции. На его основе формировалась прибыль предприятия, из которой после уплаты налогов и других отчислений государству, образовывались фонды развития производства, материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства.
  • Фондами распоряжалась дирекция предприятия. От этих запасов зависела и зарплата работников, которая могла премиально увеличиваться за счет средств материального поощрения.
  • Планирование производства предлагалось начинать «снизу». Дирекцией предприятия намечались цифры плана, номенклатура изделий и фонд заработной платы. В дальнейшем эти цифры уточнялись и утверждались Госпланом, после принятия Закона о пятилетнем плане Верховным Советом СССР, становились обязательными для предприятия. Было сокращено количество планируемых показателей. Затем «Сверху» диктовались общий объем произведенной продукции в денежном выражении, номенклатура важнейших изделий и общий фонд заработной платы. Изменение планов запрещалось.
  • В сельском хозяйстве колхозы и совхозы получили самостоятельность в рамках государственных плановых заданий. В сельском хозяйстве эффект нововведений проявился уже в 1966 г. Доходы колхозов и совхозов выросли на 15%, что стимулировало и общий рост сельскохозяйственного производства.

К концу восьмой пятилетки (1966—1970) новые условия были внедрены в подавляющую часть промышленных предприятий, охватили транспорт и некоторые другие отрасли народного хозяйства.

В целом, восьмая пятилетка СССР подтвердила успех реформы: объем сельскохозяйственного производства вырос на 21% (вместо 12% в предыдущем пятилетии), в промышленности рост составил 50,5%, доходы населения выросли в 1,5 раза.

Однако реформа не создала долговременных механизмов стимулирования предприятий и их работников. Всё это привело к тому, что дальнейший рост промышленности прекратился. За девятую пятилетку, валовой объем промышленного производства вырос на 43%, за десятую — на 24%, в сельском хозяйстве соответственно — на 13% и 9%.

При этом плановые задания пятилеток не были выполнены: в девятой пятилетке выполнение плана в промышленности составило 91% (в сельском хозяйстве — 68%), в десятой — 67% (в сельском хозяйстве — 56%). В итоге, в 1970-е гг. советская экономика опустилась до уровня простого воспроизводства, который был способен в лучшем случае удовлетворить уже сложившиеся потребности населения.

В условиях больших расходов на оборону (пятую часть всего валового национального продукта), нехватки товаров и продовольствия собственного производства, СССР начинает восполняться все нарастающим импортом полезных ископаемых. С 1969 г. специальным решением ЦК КПСС и Совета министров СССР, начинается ускоренное развитие нефти и газодобычи. За 10 лет объемы добываемой нефти выросли здесь в 10 раз.

Однако, в отсутствии рыночных механизмов определения цен, исходя из спроса, стал наблюдаться хронический дефицит промышленных и продовольственных товаров.

К сожалению, реального развития СУ партией в период правления Л. Брежнева не произошло. Декларативно СУ совершенствовалась так: был сформулирован основной «Закон» социализма, который гласил, что целью производства при социализме является удовлетворение постоянно возрастающих потребностей трудящихся. Таким образом, был утвержден главный критерий оценки эффективности социалистического строя — его способность удовлетворить личные потребности каждого человека.

    Второй период правления Брежнева стал периодом застоя:
  • Были отменены поправки ограничивающие время нахождения у власти секретарей.
  • Стабильность в условиях отсутствия ротации кадров в первую очередь устраивала руководящие кадры КПСС, но приводило к застою.
  • Времена «застоя» характеризовались тем, что высшее руководство страны в большинстве своем стало состоять из очень пожилых людей. Средний возраст членов Политбюро достиг 68 лет. Многие из них страдали тяжелыми болезнями, в том числе и сам Брежнев, который в 1976 г. перенес инсульт. По свидетельству лечащего врача Е. Чазова, Л.И. Брежнев в последние годы своего правления превратился в немощного старика.
  • Окружение первого секретаря имело свои интересы по сохранению власти. Система демократического централизма несмотря на старость и немощь Брежнева позволяла осуществлять функции главы партии и государства, его статус до последнего использовался заинтересованным окружением.
  • В условиях «клановой» борьбы и интриг, преимущества отдавались полезным и преданным «протеже», готовым в нужный момент поддержать своего «патрона». В ряде регионов страны, в первую очередь в азиатских республиках, кадровая политика вообще практически исключала любые подходы, кроме землячества и семейственности.
  • Формирование элиты шло и через «естественное воспроизводство»: в 1970-е гг. начинают создаваться целые потомственные династии «ответственных работников». Дети и другие родственники начальников, с самого начала вступления в самостоятельную жизнь, оказывались в особом положении и почти автоматически делали карьеру.
  • Общественное мнение в выработке решений практически не использовалось.
  • Практически не решались проблемы реальной экономики, проблемы спроса и предложения. Так, мне по очереди дали возможность купить ВАЗ 2102 за 6000 рублей, хотя даже через год его можно было продать за 10000 рублей. Это приводило к массовой спекуляции.

В целом период правления Брежнева можно так же охарактеризовать, как период упущенных возможностей. Недееспособные правители не могли обеспечить эффективный порядок управления страной. Происходит стремительное разложение властных и управленческих структур, правоохранительных органов, хозяйственных, научных и учебных учреждений. Взяточничество, хищения государственного имущества, фальшивая отчетность о выполнении плановых обязательств, установление связей представителей власти с преступным миром — все это достигает таких масштабов, что становится невозможным предотвращать очередные скандалы.

Таким образом, можно утверждать, что первый период правления Л.И. Брежнева принес народу Благо, тогда как вторая половина его срока причинила народу лишь Зло.



Управление Россией при Юрии Владимировиче Андропове




ВЗГЛЯДЫ



После смерти Л. И. Брежнева, 12 ноября 1982 года, решением внеочередного Пленума ЦК КПСС Андропов был избран генеральным секретарём ЦК КПСС. На новой руководящей должности Андропов резко сократил аппарат генерального секретаря.


Экономические реформы

Борьба за улучшение экономического положения государства, развёрнутая Андроповым, началась с широкомасштабной кампании по укреплению трудовой дисциплины. В некоторых городах СССР силовые органы стали применять меры, жёсткость которых в 1980-е годы населению показалась необычной. Например, в Ленинграде и других крупных городах в рабочее время стали проводиться милицейские облавы в кинотеатрах, крупных универмагах и других местах скопления людей, во время которых проверялись документы с целью выявить прогульщиков работы. Некоторые ретивые начальники на местах организовывали облавы на своих сотрудников, которые в рабочее время «бегали по магазинам». Данные меры, к сожалению, не дали продуктивных результатов.

Одновременно был дан ход громким делам о коррупции, объявлена борьба с нетрудовыми доходами, спекуляцией. Большой масштаб приобрела борьба со злоупотреблениями в торговле.

В годы правления Андропова заметно увеличилось число лиц, осуждённых за уголовные преступления. Если в 1982 году всеми судами РСФСР (кроме военных) были осуждены 747 865 человек, то за 1983 году — уже 809 147 человек, а за 1984 год — 863 194 человека.

Однако борьба с коррупцией не прорабатывала в достаточной мере вопросы спроса и предложения, а не рациональное соотношение спроса и предложения всегда выступает объективной причиной развития коррупции.

Андропов начал «чистку» партийного и государственного аппарата, включая органы безопасности. За пятнадцать месяцев его правления было сменено 18 министров СССР, переизбрано 37 первых секретарей обкомов КПСС. Андропов стал собирать команду деятелей-сподвижников. Он ввёл в высшее руководство региональных деятелей: М. С. Горбачёва, Е. К. Лигачёва, В. И. Воротникова, Н. И. Рыжкова, В. М. Чебрикова, Г. А. Алиева, Г. В. Романова и других.

В начале 1983 года Андропов поручил Горбачёву и Рыжкову начать подготовку экономической реформы. В ЦК КПСС был создан специальный Экономический отдел, который непосредственно возглавил Н. И. Рыжков. К разработке партийно-государственного курса были привлечены видные учёные: академики А. Г. Аганбегян, Г. А. Арбатов, Т. И. Заславская, О. Т. Богомолов, доктора экономических наук Л. И. Абалкин, Н. Я. Петраков и некоторые другие.

«Считаю, — пишет Н. И. Рыжков, — что истоки перестройки относятся к началу 83-го года, к тому времени, когда Андропов поручил нам — группе ответственных работников ЦК КПСС, в том числе мне и Горбачеву, подготовить принципиальные предложения по экономической реформе»

.

«Ещё за два года до столь разрекламированного апрельского (1985) Пленума ЦК КПСС, — вспоминает А. И. Лукьянов, — Ю. Андропов пришел к выводу о необходимости разработать программу перестройки управления промышленностью, а затем и всем народным хозяйством. Тогда к этой работе (а она проходила у меня на глазах) были привлечены М. Горбачев, Н. Рыжков, В. Долгих. Ряд видных представителей науки и производства».

В результате этого, как пишет Н. И. Рыжков, «в начале 83-го» началась работа по подготовке «долгосрочной программы кардинальной перестройки управления народным хозяйством».

Андропов публикует программную статью в журнале «Коммунист» (№ 3, 1983) — «Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР», в которой изложил видение перспектив развития социализма и общественной собственности в СССР. Краеугольным камнем статьи является положение об экономии, о рачительном использовании материальных, финансовых, трудовых ресурсов. И именно в статье звучит идея об ускорении «прогресса производительных сил».

Андропов обозначил свой реформаторский курс с важнейшего заявления на пленуме ЦК КПСС 15 июня 1983 года: необходимо познать по-настоящему страну и общество, дать грамотную, научную диагностику сложнейших явлений, которые на протяжении десятилетий переживал Советский Союз. «Стратегия партии в совершенствовании развитого социализма должна опираться на прочный марксистско-ленинский теоретический фундамент. Между тем, если говорить откровенно, мы ещё до сих пор не изучили в должной степени общество, в котором живём и трудимся, не полностью раскрыли присущие ему закономерности, особенно экономические. Поэтому порой вынуждены действовать, так сказать, эмпирически, весьма нерациональным способом проб и ошибок». Андропов, в частности, говорил о расширении социалистической демократии и гласности. Безусловного внимания заслуживает положение, высказанное Андроповым на июньском пленуме 1983 года, о переходе «отечественной экономики к интенсивному развитию», к соединению «на деле преимуществ нашего социалистического строя с достижениями научно-технической революции».На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС Ю. В. Андропов назвал основные направления новейшей научно-технической революции, продвижение по которым обеспечивает «технологический переворот во многих сферах производства».

16 июня 1983 года Андропов избирается Председателем Президиума Верховного Совета СССР. В конце года Президиум принял ряд постановлений, направленных на усиление борьбы с антигосударственной деятельностью.

О направлении андроповской реформаторской мысли говорят дальнейшие основные социально-экономические преобразования того времени.

17 июня 1983 года был принят «Закон о трудовых коллективах». Членам трудовых коллективов позволялось теперь участвовать в обсуждении планов, коллективных договоров, определении принципов расходования фондов оплаты труда на предприятиях. Голос трудовых коллективов в большинстве случаев определялся как совещательный. Предполагалось, что в ходе обсуждений может проявляться инициатива рядовых работников, появляться конструктивные идеи. Однако конкретный механизм мотивации и осуществления даже совещательных прав коллективов не был прописан.

14 июля 1983 года было принято постановление правительства «О дополнительных мерах по расширению прав производственных объединений (предприятий) промышленности в планировании и хозяйственной деятельности и по усилению их ответственности за результаты работы», положившее начало так называемому широкомасштабному экономическому эксперименту. Суть эксперимента состояла в том, чтобы реально и существенно расширить права предприятий (объединений) в области планирования, труда и заработной платы, а также техническом перевооружении за счёт собственных средств, главный оценочный показатель конечных результатов — реализация продукции с учётом соблюдения договорных обязательств. Была расширена хозрасчётная самостоятельность предприятий, усилена их заинтересованность и повышена ответственность за конечные результаты производства. Важное значение имели эксперименты, связанные с выявлением возможностей работы предприятий в условиях самофинансирования. По мнению специалистов, оценивавших в начале 1987 года итоги широкомасштабного эксперимента, он был задуман в правильном направлении, но сдвиг, происшедший в результате принятых мер, не был радикальным, поскольку не произошла реальная переориентация хозяйственного механизма на экономические методы управления.

28 июля 1983 года было принято постановление «Об усилении работы по укреплению социалистической дисциплины труда», в котором говорилось: «Неспособность руководителя обеспечить надлежащую дисциплину труда на полученном участке работы должна расцениваться как несоответствие занимаемой должности». Одновременно постановление запрещало проведение в рабочее время «различных собраний», которые, таким образом, переносились на свободное время работника.

18 августа 1983 года увидело свет постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О мерах по ускорению научно-технического прогресса в народном хозяйстве», которое предписывало снимать с производства изделия, которые не пройдут аттестацию по высшей либо первой категории качества и предопределившее стратегию ускорения (1985—1986). В 1985—1986 годах планировалось произвести массированную модернизацию производства. Более того, было «признано необходимым осуществить в 1985—1987 годах перевод объединений, предприятий и организаций сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, геологии и материально-технического снабжения на хозрасчётную систему организации работ по созданию, освоению и внедрению новой техники».

В 1983 г. была разработана территориально-отраслевая программа развития народного хозяйства Ленинграда и Ленинградской области на основе автоматизации и широкого использования вычислительной техники (программа «Интенсификация-90»). Практическая работа по формированию программы завершилась в 1983 году, а в июле 1984 года программа «Интенсификация-90» была утверждена Госпланом СССР, Государственным комитетом по науке и технике, Президиумом АН СССР, получила поддержку ЦК КПСС. В 1986 появилась её расширенная редакция и было поручено использовать её опыт другим регионам.

Много внимания уделял Андропов проведению в жизнь выработанной XXVI съездом КПСС и последующими Пленумами ЦК КПСС линии на всемерную интенсификацию производства, ускорение научно-технического прогресса, совершенствование управления народным хозяйством, усиление ответственности кадров, организованности и дисциплины, на неуклонный рост материального и духовного уровня жизни народа.


Внешняя политика

В области внешней политики Андропов стремился к разумным компромиссам с внешнеполитическими противниками СССР, но в условиях открытого недоверия СССР и США друг к другу такой компромисс не состоялся. В это время разразился кризис в связи с размещением в Европе ракет средней дальности СССР и США, продолжалась война в Афганистане. 8 марта 1983 года президент США Рональд Рейган в своём выступлении назвал СССР «Империей зла», а 23 марта 1983 года провозгласил доктрину Стратегической оборонной инициативы (СОИ). Апогеем напряжённости стала трагедия 1 сентября 1983 года, когда в советском воздушном пространстве истребитель ПВО СССР СУ-15 сбил самолёт «Боинг-747» корейской авиакомпании с 269 пассажирами. Пропаганда США и всего западного мира начала массированную, скоординированную кампанию по разоблачению «жестокого и безжалостного» руководства СССР, являющегося «империей зла». В 1983 США разместили на территории ФРГ, Великобритании, Дании, Бельгии и Италии баллистические ракеты средней дальности «Першинг-2» в 5−7 минутах подлёта до целей на европейской территории СССР и крылатые ракеты различного базирования. В ответ в ноябре 1983 года СССР вышел из проходивших в Женеве переговоров по евроракетам. Генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов заявил, что СССР предпримет ряд контрмер: разместит оперативно-тактические ракеты-носители ядерного оружия на территории ГДР и Чехословакии, и выдвинет советские атомные подводные лодки ближе к побережью США. Одновременно была прекращена публичная критика руководства китайской коммунистической партии и сделаны шаги по нормализации отношений с Китаем. В перспективе союз с восточно-азиатским гигантом Андропов хотел противопоставить США и НАТО. Но дальше некоторого развития советско-китайской торговли и прекращения пропагандистской войны дело не продвинулось.

Осенью 1983 года состояние здоровья Андропова резко ухудшилось. 7 ноября его не было на трибуне мавзолея на параде и демонстрации в честь годовщины Октября. Проделав определённую подготовительную работу, Андропов решил вынести вопрос о разработке экономической реформы на декабрьский 1983 г. Пленум ЦК КПСС. После Пленума, на котором Андропов принял участие лишь заочно, его деятельность пошла резко на спад.

В июле и августе 1983 года здоровье Андропова продолжало ухудшаться, и большую часть времени он работал в загородном доме, часто не вставая с постели. А когда в Москву прибыл канцлер ФРГ Гельмут Коль, генеральный секретарь приехал в Кремль, но из машины смог выйти только с помощью телохранителей. Врачи, наблюдавшие Юрия Андропова, настоятельно советовали ему беречься — даже малейшая простуда могла повлечь за собой тяжёлые последствия.

1 сентября 1983 года Андропов провёл заседание Политбюро и улетел отдыхать в Крым. Как оказалось, это заседание стало для него последним: в Крыму он простудился и окончательно слёг — у него развилась флегмона (гнойное воспаление клетчатки). Операция прошла успешно, но послеоперационная рана не заживала. Организм был очень слаб и не мог бороться с интоксикацией.

За месяц до смерти Юрий Андропов совместно с Рональдом Рейганом был признан «Человеком года» (1983) в журнале Time.

Андропов умер 9 февраля 1984 года в 16 часов 50 минут на 70-ом году жизни. Согласно официальной версии, причиной смерти стал отказ почек вследствие многолетней подагры.



Управление Россией при Константине Устиновиче Черненко




ВЗГЛЯДЫ



13 февраля 1984 года на пленуме ЦК КПСС К. У. Черненко единогласно был выбран Генеральным секретарём ЦК КПСС. К этому времени 72-летний Черненко был уже очень тяжело болен и выглядел как промежуточная фигура. В августе 1983 года на отдыхе Черненко тяжело отравился копчёной рыбой, которую прислал ему министр внутренних дел СССР Виталий Федорчук, и поэтому значительную часть своего правления провёл в Центральной клинической больнице, где иногда даже проводились заседания Политбюро ЦК КПСС.


Управление страной и экономические реформы

Многие историки и публицисты полагают, что возглавивший после смерти Андропова партию и страну Черненко свернул начатый его предшественником курс преобразований, однако многие полезные начинания были не только продолжены, но и ощутимо расширены. Это касается и борьбы с теневой экономикой, и политики ускорения, и многих других направлений реформ предшествующих месяцев. В речи на октябрьском (1984 года) Пленуме ЦК КПСС К. У. Черненко, говоря о начавшейся подготовке к XXVII съезду КПСС, указал, что партией определены главные пути достижения новых рубежей социально-экономического развития. Это ускоренное развитие общественного производства, максимальное использование интенсивных факторов роста. Основу для этого представляет научно-технический прогресс, позволяющий добиться ускорения темпов развития производительных сил страны.

Нужно отметить, что к этому времени в экономической и социальной сферах жизни страны наметились определённые кризисные явления. Заключались они, в первую очередь, в противоречиях планового характера экономики. Правительство А. Н. Косыгина, при всех плодотворных итогах реформы 1965 года, перестало отвечать вызовам на положение в экономике. Ещё одним большим минусом советской экономики были низкие темпы внедрения плодов научно-технической революции или, выражаясь современным языком, низкая степень модернизации производства. Об этом, в частности, и заявил Константин Устинович в своем обращении: «Нам абсолютно необходимо обеспечить быстрое и непрерывное обновление всех отраслей народного хозяйства на основе современных достижений науки и техники. Это — одна из наших коренных задач. Без этого прогресс общества просто немыслим». Именно при К. У. Черненко был поставлен вопрос о внедрении в производство достижений НТР. Это и вспоминает Е. К. Лигачев: «Так или иначе, а при Брежневе Пленум ЦК, посвященный вопросам научно-технической революции, так и не собрался. Только в 1984 году, уже в период Черненко, Политбюро назначило такой Пленум».

Все действия по наведению порядка, которые начал Андропов, только в менее вызывающей, более мягкой и спокойной форме, продолжались при Черненко — по баням и кинотеатрам никого не ловили. Прекратилось следствие по «бриллиантовому делу», и с Галины Брежневой был снят домашний арест. Однако некоторые громкие дела продолжались. Так, уже при Черненко был расстрелян бывший глава Елисеевского магазина Соколов, после возобновления расследования покончил с собой бывший министр внутренних дел Н. А. Щёлоков.

За время правления Черненко было предпринято несколько так и не удавшихся проектов: полная политическая реабилитация Сталина, реформа школы, усиление роли профсоюзов. При нём был официально введён как праздник День знаний (1 сентября 1984 года). Советским профсоюзам с осени 1984-го было разрешено оспаривать в высших партийно-государственных инстанциях те решения руководителей предприятий, партийных и хозяйственных структур, которые фактически нарушали трудовое законодательство, тормозили развитие экономической инициативы, производительность труда, социальное обеспечение трудящихся.

Авторитетом нового Генерального секретаря был освящён экономический эксперимент по расширению прав предприятий, начатый при Андропове: на новые условия хозяйствования переводились предприятия 21 министерства. При Черненко прозвучала идея о необходимости повышения роли местных Советов, что отражало курс на децентрализацию политического управления и обуздание ведомств.

На время самыми важными стали разговоры о новой Программе КПСС и дискуссия о «стадии развития общества», которую предлагалось теперь именовать не развитым, а развивающимся социализмом. Черненко полагал, что таким образом начиналась работа, придающая «мощное ускорение развитию народного хозяйства».


Внешняя политика

При Черненко началась послебрежневская и послемаоистская разрядка в отношениях с Китайской Народной Республикой, однако отношения с США оставались крайне напряжёнными; в 1984 году СССР, в ответ на бойкот летних Олимпийских игр 1980 года в Москве США и их союзниками, бойкотировал Олимпийские игры в Лос-Анджелесе. Черненко санкционировал возобновление переговоров между СССР и США по ядерным и космическим вооружениям. 8 января 1985 года было достигнуто соглашение о возобновлении переговоров между министром иностранных дел А. А. Громыко и государственным секретарем Дж. Шульцем. В период непродолжительного пребывания Черненко во главе государства не состоялось ни одной встречи на высшем уровне между руководителями СССР и США и не было подписано ни одного межгосударственного советско-американского соглашения. В этот период СССР впервые посетил глава испанского государства — король Хуан Карлос I. Новых назначений в Политбюро и Секретариат ЦК КПСС при Черненко не произошло, но на второе место в руководстве вместо Н. А. Тихонова был выдвинут М. С. Горбачёв.

По некоторым утверждениям, в начале 1985 года тяжело больной Черненко попытался покинуть свой пост, но не получил согласия.

По предложению Ричарда Косолапова генсек восстановил в КПСС 94-летнего Вячеслава Молотова, который будучи старше Черненко на 21 год, ещё и пережил его на полтора года, скончавшись в конце 1986 года. Решение о реабилитации и восстановлении в партии Молотову объявил лично генсек. Это породило в народе шутку: «Черненко готовит себе преемника». В больнице (незадолго до смерти) ему было вручено удостоверение об избрании депутатом Верховного Совета СССР; эта церемония была продемонстрирована по всесоюзному телевидению. За два дня до своей смерти Черненко, находясь на лечении, поддерживаемый Виктором Гришиным, вдруг появился на телеэкране во время выборов в Верховный Совет РСФСР (где за него отдали 100 % голосов) и с трудом произнёс несколько приветственных фраз.

10 марта 1985 года в 19 часов 20 минут Константин Устинович Черненко скончался от остановки сердца, при проявлениях нарастающей печёночной и лёгочно-сердечной недостаточности. После года и двадцати пяти дней правления он стал последним генсеком, похороненным у Кремлёвской стены.

Кончиной Черненко завершился пятилетний период, в течение которого значительная часть брежневского Политбюро ушла из жизни («эпоха пышных похорон»). Он оказался самым престарелым из всех советских лидеров, когда-либо получавших пост Генерального Секретаря. Его преемником на этом посту уже на следующий день после его смерти был избран Михаил Горбачёв, представитель следующего поколения Политбюро. Однако Председателем Президиума Верховного Совета, вопреки восьмилетней традиции совмещать эти посты, в июле 1985 года был избран Андрей Громыко, бывший министр иностранных дел, который был даже старше Черненко.